След божественного огня

Историки спорят о его происхождении — признание первенства в создании этого материала сделало бы честь любой из древних цивилизаций. Но все же первой была природа. Там, где молния била в мокрый песок, возникали фульгуриты, сложной формы образования из оксида кремния (SiO2), которые становились едва ли не объектами поклонения — это были в полном смысле следы, оставленные божественным огнем. Природа создала кварцевое стекло, а все, что было после, тысячелетиями добавлял человек. Прозрачное, окрашенное, хрупкое и сверхпрочное, бронированное и армированное — мы знаем множество видов стекла, формула которого усложнилась за тысячелетия, но сохранила в основе все тот же кремний, по сути песок, и кислород. Базовая технология предполагает использование соды и извести, а для окрашивания — оксидов металлов.

От Нила до Тибра

История происхождения стекла темна — со слов Плиния Старшего возникла легенда о том, как люди впервые получили стекло, случайно соединив песок, соду и пламя. «Существует предание, — пишет Плиний, — будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла».

Археологические следы работы со стеклом датируются примерно серединой III тысячелетия до нашей эры. Именно в те времена появились первые рукотворные аналоги обсидианов и тектитов. Где-то в долинах Нила и Ефрата и Тигра, возможно, и что и на Крите, а, может быть, и среди финикийцев началось изготовление искусственного стекла.
Стеклянный кувшин и бусина достались нам в наследство от 1560-1350 г.г. до н.э., когда центром производства стекла стали Фивы. Бусина с именем фараона была амулетом, настоящей фамильной роскошью, доступной только представителям царствующей династии.Мастера из Александрии впервые добавили в горячую массу оксид марганца — именно это изобретение дало миру прозрачное стекло, быстро достигшее Древнего Рима, где впервые была реализована идея остекления окон. Это было дорого, престижно и в своем роде уникально. Сохранилось свидетельство о словах Цицерона: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом».

Муранское, венецианское, богемское…

После падения Рима первенство в работе со стеклом переходит в Константинополь, а через нескольких веков относительного затишья происходит технологический прорыв — и на историческую сцену выступает муранское стекло. В XV в. оно обретает статус настоящей ценности — особы царских кровей и венецианские дожи дарят друг другу муранские изделия, втайне недоумевая, как дело рук человеческих, продукт ремесла, обретают статус драгоценности, будучи сделаны из простых и дешевых ингредиентов. Венецианское, а позже перехватившее у него первенство богемское стекло — продукты более сложных технологий. Если муранские мастера добивались поразительной прозрачности и богатства красок, довели до совершенства форму сосуда, то венецианские и богемские специалисты придумали, как армировать толщу стекла металлом, чтобы получить удивительные по красоте “влитые” в массу рисунки.

Технологии с тысячелетней историей

Технологии обработки стекла претерпели несколько изменений. Поначалу люди работали с горячей стеклянной массой как с расплавом металла — ее отливали, наматывали на сердечники, наносили тонким слоем на стенки форм-сосудов. Отсутствие кристаллической структуры — стекло представляет собой “твердую жидкость” — позволяло создавать сложные формы.
Первые опыты по созданию плоского оконного стекла были проведены в Риме — горячую массу наливали на горячие же камни. Именно так, добавляя в расплав оксид марганца, получали прозрачное и относительно тонкое оконное стекло, а подмешивая оксиды других металлов, получали окрашенные витражные стекла. Из-за неравномерности толщины такое стекло сильно искажало картину при взгляде в окно, но главную задачу — пропускать свет — выполняло, поэтому его активно окрашивали, чтобы компенсировать оптические искажения. Цветное стекло дало толчок творческой мысли, благодаря которому появился витраж. Не только «цветное изображение» — эффект игры цветов в помещении придавал витражу едва ли не мистические свойства в глазах зрителей.Пример мастерства в работе с витражами и игрой света — иранская мечеть Насир-аль-Мульк, в которой характер освещения меняется в зависимости от положения солнца. Паломники утверждали, что распределение света давало эффект «молитвенного настроения» независимо от погоды и прежнего состояния человека. Поистине, световой гипноз… Толстые же кусочки шли на мозаики, где не требовалось прозрачности.Примерно между I веком до нашей эры и I веком нашей эры на территории современной Сирии возникла технология выдувания формы — была изобретена стеклодувная трубка. Тесные связи с Римом способствовали быстрому распространению нового метода. Пример удивительной работы того времени — Портлендская ваза, стоящая в Британском музее. Сосуд представляет собой результат использования сразу нескольких технологий — смешивания слоев, работы с трубкой и резьбы по стеклу. В более позднее время замена поташа на оксид свинца, освоенная Джорджем Равенскрофтом, дала толчок началу производства аналога горного хрусталя.
Китайская ремесленная культура освоила работу со стеклом примерно с I тысячелетия до нашей эры. Были пройдены все этапы — от бус и амулетов до сосудов и тонких поделок, но особую славу стяжали художественные изделия в виде табакерок и мини-кубков. Китайцы в совершенстве овладели работой с многоцветными расплавами.Российские стеклодувы подарили миру несколько шедевров мастерства, среди которых стоит отдельного упоминания Ямбургская звонница для фонтанов Петергофа с ее уникальными стеклянными колоколами.

Автор текста: Михаил Сорокин