Персонализация или роскошь

Автомобиль в нашем сознании прочно ассоциируется с конвейером. Придуманная Фордом модель сборки тысяч одинаковых машин безотказно работает на массовый рынок, но параллельно существует другая система и другой рынок — область персонализации средств передвижения. Внедряемые здесь достижения и новинки далеко не всегда блажь покупателя. Дизайнеры охотно идут навстречу заказчику, создавая эксклюзивное решение, потому что уже завтра оно принесет технологический прорыв и будет внедрено сначала в ограниченное, а потом и в массовое производство.
Разумеется, это касается не всех видов персонализации, но в большинстве случаев производитель предлагает клиенту набор опций, делающих автомобиль индивидуальным или хотя бы несколько выдающимся из стандартных линеек. За все надо платить — клиент, заказывающий индивидуальное решение, не просто платит за свою машину. Он инвестирует в будущее, сознавая, что в скором времени его каприз приведет к появлению новой опции, распространенной на сотни и тысячи похожих машин.
Большинство инновационных решений проходит обкатку в виде индивидуальных заказов, хотя случается. что сама идея лежала на поверхности. Несколько образцов таких разработок наглядно демонстрируют возможности персонализации.

Пример первый — эксклюзивный цвет

Стивен Хаун, владелец люксового отеля на Макао, решил создать собственный “флот” из автомобилей Rolls-Royce. Требование заказчика было оригинальным — машины должны иметь уникальный, сразу отличающий их от массы, оттенок. Задача оказалась сложной, поскольку производитель предлагает клиентам до 44 тысяч оттенков и цветов для кузова. И все же решение нашлось — 30 авто отеля получили свой, неповторимый оттенок красного, названный StevenRed

«Он хотел получить уникальный оттенок красного, которого не было ни у кого другого. Мы изобрели этот оттенок и назвали в его честь — StevenRed. Для тех, кто хочет расширить границы возможностей, мы можем предложить новое видение покрасочного материала. Так, в этом месяце мы представили Ghost Elegance — первый в мире автомобиль, покрытый краской из алмазов». Франк Тиманн.

Более известный пример — нанесение на кузов уникальной декоративной полосы, которая прорисовывается вручную, беличьей кистью. Редкий случай, когда вся операция выполняется только человеком, только индивидуально, и занят на ней единственный мастер.

Пример второй — индивидуальный салон

Элементы роскоши в отделке салона вряд ли удивят искушенного эстета. Можно подобрать натуральное дерево любой породы и фактуры, можно обшить сиденья кожей… Все это не ново, в какой-то степени стандартно для премиального и люксового сегмента. Индивидуализация может быть почти полной, реализованной с помощью все тех же опций.
В Rolls-Royce это отделка потолка салона оптоволоконными нитями, имитирующая звездное небо. Где тут индивидуальное решение? В самом небе, которое может быть изготовлено по желанию заказчика, например, таким, каким оно было в день его рождения. Индивидуально воспроизводятся созвездия, настраивается интенсивность освещения, направление света и даже “глубина” звезд. Ограничить клиента может только его воображение.

Пример третий — персонализация функций

Разработчики Bentley решили, что клиента можно порадовать не только уникальностью дизайна, но и функциональностью, которая доступна далеко не всем. Знаменитый Flying Spur W12 S оснащается по желанию заказчика комплектом для пикника или рыбалки, изготовленным как “корзинка” с аксессуарами. Сами корзинки подстраиваются под вкусы заказчика мастерами ателье Mulliner, что уже много значит с точки зрения статуса.

Пример четвертый — техническая персонализация

В автомобилях премиального сегмента разработчики ориентируются не столько на роскошь, сколько на удобство и уникальные, ограниченные в доступности технические новинки. Это система Terrain Response 2 на Jaguar Land Rover — она адаптирует подвеску и управление двигателем к реальным условиям на дороге. Такой автомобиль уверенно проходит любое бездорожье и даже замеряет глубину водной преграды.
Спорткары Audi R8 оснащаются лазерными фарами с преобразователем частоты. Эта оптика включается только при отсутствии встречных автомобилей, вне населенного пункта и при заданной минимальной скорости. Пока система предлагается только в виде недешевой опции.
Porsche в качестве опции “не для всех” оснащается коробкой передач Porsche Doppelkupplungsgetriebe (PDK), разработанной для модели 956, принимавшей участие в гоночном чемпионате 1984 года. Правда, с 2008 года эта опция стала доступна на серийных 911 Carrera.
Извечные конкуренты — BMW и Mercedes-Benz — осваивают системы дистанционного управления авто со смартфона, автоматическую парковку и обмен данными между машинами. Это самая высокотехнологичная область инноваций — все решения рано или поздно будут использованы в серийных моделях.

Между роскошью и массовостью

Конвейер изменил не только принципы сборки. Он сделал автомобиль предметом массового спроса, а это привело к расслоению рынка, и теперь персонализация становится все более доступной, а роскошь остается предметом статусной атрибутики. Кому что нравится.
А любителям изящных решений и “аэродинамических форм” предлагаем полюбоваться Nash Statesman Airflyte 1950 года выпуска. Это элегантно и даже немного загадочно. 

Автор текста: Михаил Сорокин