Современная реальность и средневековье

Древнейшим инженерным изобретением человечества являются мосты. Однако они выполняют не только известную всем функцию переправы…

«Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни». Лоренцо Бернини, итальянский архитектор

Европа

В Средние века основной особенностью мостов была их многофункциональность. Яркий пример этому — флорентийский мост Ponte Vecchio (в переводе с итальянского языка — «старый мост»). Он представляет собой каменную арочную конструкцию длиною 84 метра, переброшенную через реку Арно. Последняя реконструкция сооружения, сохранившего обличие до наших дней, была проведена в 1345 году архитектором Нериди Фьораванти. Но это было не последнее изменение моста. На нем построили дома! Правда, в дальнейшем они стали торговыми лавками. Ponte Vecchio стал не только эстетически привлекательным объектом архитектуры, но и удобным строительным звеном городской инфраструктуры.

Изначально торговые места на этом мосту были заняты исключительно мясниками, а их в то время во Флоренции было огромное количество. Но мост был не слишком длинным, поэтому лавочникам пришлось изощриться и строить свои магазинчики вширь. Они и сегодня небрежно свисают над водой, порой даже на несколько метров. Картину того, как мост выглядел в старые время с мясницкими лавками, можно понаблюдать в фильме «Парфюмер».

Ponte Vecchio называют еще Золотой мост. Все потому, что начиная с 1593 года на смену лавкам с продовольствием пришли мастерские и магазинчики ювелиров. С тех пор и до сегодняшних дней здесь представлено самое большое во Флоренции количество ювелирных украшений из желтого золота.

В Германии, стране практичной, также максимально пользовались универсальностью мостов. Мрачный каменно-деревянный мост через реку Пегниц был построен в Нюрнберге в 1457 году. От него веет стариной. В архитектуре сооружения чувствуется его мистическая история. И на самом деле, это не обычный мост для переправы или торговли — вплоть до 1806 года там обитали палачи, не имевшие права жить в границах населенного пункта. Контакт с ними считался нечистым, и местные жители всячески избегали его. Сейчас в здании работает музей, но мост по-прежнему сохранил свой угрюмый вид и название — Мост палача.

Дом Палача, Нюрнберг, Германия

Азия

Мосты, построенные на территории Азии, занимают отдельное место в мировой архитектуре. Марко Поло, итальянский купец и путешественник, представил историю знакомства с Азией в знаменитой «Книге о разнообразии мира». В своих записях он рассказал об обнаруженных мостах из дерева, камня и железа, построенных в глубокой древности.

Наглядная модель восточной манеры строительства мостов — это мост Кхаю с бесконечным множеством стрельчатых арок, возведенный в 1650 году. Он связывает два квартала древней столицы Ирана Исфахан. Его ширина — 18 метров, по такой дороге спокойно могло проехать несколько колесниц. Есть крытый проход для пешеходов, а также павильоны и беседки, сторожевые башни.

Или, например, Мост дождя и ветра — уникальное сооружение, являющееся достопримечательностью Китая. Мост составляет в длину более 50 метров и впервые был построен в 1894 году. К сожалению, в 1959-м первоначальную конструкцию уничтожил большой пожар. То, что сейчас соединяет берега реки Санцзян, является реконструкцией, воссозданной в 1964 году.

Структура моста представляет собой сложный архитектурный ансамбль, выполненный из древесины и камней. Строение включает в себя пять павильонов, девятнадцать веранд, расположенных на трехэтажной конструкции общей длиной 64,4 метра. Мост соединяется с берегами специальными деревянными платформами с лестничным спуском на возвышении из дикого камня. И, что самое удивительное, строители не использовали здесь ни одного гвоздя. Сооружение держится за счет силы сцепления идеально подогнанных брусьев. Даже сейчас, несмотря на прошедшие десятилетия, мост все еще очень прочен и пригоден для эксплуатации.

Дом на мосту в провинции Хэбэй, Китай

Современность

С расширением городских границ и развитием транспорта необходимость застраивать мосты постепенно отпала. Однако дома-мосты не исчезнут с просторов нашей планеты. Сейчас существуют проекты, где идея соединения моста и здания реализуется в полной мере.

Например, в России существует Город набережных. По-другому его называют Венеция в Химках. Город приобрел такое название благодаря реальной схожести с Венецией: уникальные искусственные каналы в сочетании с красивейшими набережными создают потрясающий город на воде. Как утверждают создатели, архитектурное решение проекта не имеет аналогов на рынке новостроек эконом-класса.

Как, впрочем, и «24/7 HabitableBridge» — единственный в своем роде проект многоцелевого моста Испании, разработанный специалистами из архитектурной студии YratKhusnutdinov&ZhangLiheng. Объект представляет собой космополитический центр. Здесь будут гармонично соединены две стихии — природа и город. Верхний слой моста — это зеленый луг для тех, кто устал от городской суеты, а нижний — оживленный центр с включениями городской инфраструктуры.

Таким образом, идея волшебных домов-мостов Средневековья становится неотъемлемой частью современной архитектуры. Прошлое становится нашим будущим.

Квартиры на мосту в ЖК “Город Набережных”, Химки, Россия

Автор текста: Татьяна Волкова