Five o’clock tea, или чаепитие в пять часов вечера, — одна из важных традиций Туманного Альбиона. Изысканные чайные сервизы также стали неотъемлемой частью культуры Великобритании и даже символом страны.

Per aspera ad astrum (в переводе с латыни «через тернии к звездам») — именно так можно охарактеризовать жизненный путь отца-основателя знаменитого фарфорового завода Джозайя Веджвуд.
Веджвуд появился на свет в 1730 году в семье потомственных керамистов. В детстве он перенес сильное заболевание, из-за которого впоследствии врачи были вынуждены ампутировать ему ногу. Не имея возможности более работать за гончарным кругом в мастерской старшего брата, молодой ремесленник посвятил себя изучению материаловедения и технологий росписи. На этом поприще Джозайя добился немалых высот: разработал новые составы глины, способы ее обжига
и окраски.

В 1759 году, после того как старший брат, к которому перешла мастерская отца, отказал
в партнерстве по бизнесу, Джозайя не упал духом и открыл собственную мануфактуру по производству фарфоровых изделий. В результате плодотворного сотрудничества с выдающимся керамистом того времени Томасом Уилдоном появился знаменитый изысканный кремовый фаянс, где глина покрыта тончайшим слоем глазури.

Джозайя не останавливался на достигнутом. Сначала он создал «черный базальт» на основе египетской глины, по цвету и текстуре напоминающий античную бронзу, а затем яшмовый фарфор, или джаспер. Благодаря инновационной технологии ему удалось соединить такие, казалось бы, несовместимые понятия, как прочность и воздушность. Дополнительную изысканность изделиям в технике джаспер придавали нежные пастельные тона: бледно-голубой, светло-зеленый, сиреневый, на фоне которых красовались белоснежные рисунки или рельефы.
Изделия фирмы «Веджвуд» покорили королеву Шарлотту и всю английскую аристократию.
С 1766 года Джозайя стал официально именоваться поставщиком Ее Величества.

Чайный сервиз в голубой яшмовой массе с рельефным декором. 1785–1800 © National Museums Liverpool/ Lady Lever Art Gallery

Сервиз с зеленой лягушкой. Вскоре мода на веджвудский фарфор дошла до Российской империи, чему немало поспособствовало увлечение императрицы Екатерины Великой английской культурой. В 1774 году она приказала построить путевой дворец на 7-й версте Царскосельского тракта (сейчас рядом с Московским проспектом), чтобы иметь возможность отдохнуть по дороге из Петербурга в летнюю резиденцию — Царское Село. Специально для этого дворца она заказала сервиз из веджвудского фарфора. Свои пожелания императрица сформулировала следующим образом: «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе».

Дабы удовлетворить требования заказчицы, Джозайя вместе с компаньоном Томасом Бентли решил украсить каждый предмет пейзажами и видами усадьб, парков, аббатств, резиденций аристократии Туманного Альбиона. Общее число рисунков — 1244 миниатюры. Историки считают сервиз одним из важнейших сохранившихся источников, с помощью которого можно узнать об архитектуре и ландшафтном дизайне Англии XVIII века. На каждом изделии также изображена зеленая лягушка — символ особняка. Дело в том, что Чесменский дворец в то время именовался Дворцом на лягушачьем болоте по аналогии с названием местности. Впоследствии дворец получил более благозвучное название, а сервиз в среде искусствоведов и поныне величается как «с зеленой лягушкой». Набор посуды состоял из 952 предметов и был предназначен для приема пищи
50 гостями.

В 2014 году состоялось поистине историческое событие — предметы из собрания Музея Леди Ливер (Ливерпуль), ранее не покидавшие пределы страны, привезли в Россию. На выставке «Непревзойденный Веджвуд» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) были представлены уникальные и редкие экспонаты из коллекций Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, из дворцов-музеев Москвы и пригородов Санкт-Петербурга.